Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Рессель Йозеф

Рессель Йозеф



(29.06.1793 - 09.10.1857)



Родом чех, Рессель прослужил большую часть своей жизни в качестве лесничего в Триесте. Столетие со дня рождения Ресселя, в 1893 г. было отпраздновано в Австрии с большой торжественностью. Ему поставили памятник. К этому времени образовался особый комитет, который собрал достоверныя сведения обо всех изобретениях Ресселя и издал обширную монографию. Из нея мы узнаем, что Ресселю принадлежит целый ряд полезных изобретений, но, безспорно, главное из них - пароходный винт. Такия изобретения появляются только столетиями. Но и с этим изобретением, как и со всеми другими, Рессель нажил себе только горе. Уже одно то обстоятельство, что он славянин, доставило ему не мало огорчений при жизни и замалчивания после смерти. Из немецких ученых технологов только Кармарш отдал ему должное, как изобретателю пароходнаго винта. И то уж не потому ли, что фамилия "Кармарш" как будто указывает на то, что мы, в сущности, имеем дело не с немцем, а чехом или моравцем "Крамаржем"? Ведь, нечто подобное оказалось по отношению к знаменитому математику философу Лейбницу. Немцы, ярые националисты, охотно дают о Лейбнице такия сведения, что он родился в Лейпциге, умер в Ганновере. А из его автобиографии выходит, что его фамилия собственно "Любенич", что род его идет из Моравии. Это только к, слову, чтобы напомнить, что славянину в немецкой земле встречаются затруднения еще и со стороны национальной вражды. Но возвращаемся к пароходному винту Ресселя. Первая идея относится к 1812 году. В 1825 году Рессель выступил с ней в свет и в 1826 году построил лодку, где винт приводился в движение руками. Это было в Триесте. В 1828 году Ресселю удалось подбить капиталиста построить первый винтовой пароход. Довести дело до перваго серьезнаго опыта уже стоило Ресселю безконечных хлопот и унижений. В особенности перед своим служебным начальством приходилось ему скрывать свой прирожденный "грех изобретательности", во первых, потому, что он был только лесничим, во вторых, даже нововведения, которыя он предлагал по своей специальности, встречали генеральский гнев, ибо колебали "обывательское доверие "начальству", наводя на тлетворную мысль о том, что в подлежащем ведомстве желательны какия бы то ни было новшества и что эти новшества исходили не от начальства. Как будто начальство само не знает, что надо и чего не надо! В отношениях к промышленным сферам дело обстояло лишь немного лучше. Какой нибудь лесничий изобретает новый пароход. Каждому было ясно, как день, что это сумасброд и не солидный человек, который занимается не тем, чем надо. Наконец, нашелся снисходительный купец и дал небольшую сумму на постройку опытнаго парохода. Это была ныне историческая "Циветта". Паровой котел был трубчатый, но, по обычаю тех времен, имел трубы чугунныя. Кроме равнодушия, которое со всех сторон окружало Ресселя, у него был и открытый враг. Это был англичанин Морган, содержавший пароходное сообщение между Триестом и Венецией при помощи небольших колесных пароходов. Где мог, он вредил Ресселю. Одаако, несмотря на все препятствия, дело дошло до опыта. Циветта была построена, спущена на море, и было назначено весьма торжественное ея иепытание со всей обычной шумихой: объявления, трибуны, платныя места, почетные гости и т. п. И вот тутъ то Ресселя ждал крах окончательный. И какой обидный! Сначала все пошло хорошо: 40 человек поместились в баркас и поехали очень быстро. Но не прошло и пяти минут, как потекли две трубы чугуннаго котла. Опыт пришлось прекратить. И хотя все убедились в том, что повреждение не имело ничего общаго с винтом, хотя общественное мнение единогласно приписывало неудачу с котлом врагу Ресселя, Моргану, но тем не менее, ни компаньон Ресселя, никто другой и слышать больше не хотели о его винте. И судьба оказалась к Ресселю еще вдобавок настолько жестока, что протянула его унылые дни до 1840 года, когда в триестский порт вошел первый винтовой пароход под английским флагом. Дело в том, что (вероятно, не без посредничества Моргана) за винт взялись англичане, а после французы и американцы. В 1852 г. английское адмиралтейство назначило премию в 20.000 ф. ст. (200.000 р.) тому, кто докажет свой приоритет на изобретение пароходнаго винта. Рессель послал бумаги, но в течение четырех лет, несмотря ни на какия хлопоты, не мог добиться ответа, а после узнал, что премия была выдана четырем англичанам. И все это Ресселю суждено было пережить. Но едва он умер, как им все заинтересовались: через четыре года после его смерти в Австрии уже поставиди ему памятникь; а столетие его рождения, как сказано, превратилось в большое торжество, увы, запоздалое. "0, если бы хоть один луч справедливаго признания согрел Ресселя при его многострадальной жизни"! Так восклицает автор одной из статей о Ресселе, помещенных в сборнике, изданном по поводу его столетняго юбилея.



Источник: П. К. Энгельмейер, "Творческая личность и среда в области технических изобретений", 1911



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"