Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Легар Франц

Легар Франц



(30.04.1870 - 24.10.1948)



Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье дирижёра армейского оркестра. Уже в пять лет он знал ноты и блестяще импровизировал на фортепиано.



Закончил Пражскую консерваторию по классу скрипки (1899). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.



Несколько лет Легар работал помощником дирижёра в отцовском оркестре, расквартированном тогда в Вене. В 1896 году уходит в отставку из армии и становится театральным композитором.



Первая оперетта Легара — «Кукушка» (Kukuschka), на сюжет из русской жизни, появилась в 1895 году. Её приняли в одном из лейпцигских театров; публика отнеслась к постановке доброжелательно, хотя сенсации оперетта не произвела. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна» (1905), но большого успеха не добился и на этот раз.



В эти годы Легар написал также несколько вальсов и маршей, один из которых, Gold und Silber, становится очень популярным (1899).



1902: Легар становится дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». В ноябре того же года театр представляет его первую комическую оперу (оперетту) «Венские женщины» (Wiener Frauen). Оперетта с успехом шла в Вене, Берлине и Лейпциге.



1903: вступает в гражданский брак с Софией Мет (Sophie Meth).



В дальнейшем Легар написал множество оперетт, вальсов, сонат, маршей и различных симфонических произведений. Но мировую славу ему принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Веселая вдова» (Die lustige Witwe).



Легар вспоминал несколько лет спустя:



С «Веселой вдовой» я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…



Всего Легар написал почти 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, проникновенный лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар». К сожалению, не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.



С 1922 года Легар сотрудничал с ведущим тенором театра Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии (так называемые Tauberlied). Среди этих арий — знаменитая мелодия «Dein ist mein ganzes Herz» из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют по сей день лучшие теноры мира.



Наибольший успех после «Весёлой вдовы» имели оперетты «Граф Люксембург» (1909), «Ева» (1911), «Страна улыбок» (1929) и «Джудитта» (1934).



1923: оформляет брак с Софией.



30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара.



После «Джудитты» (1934) Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag».



После фашистской оккупации Австрии 68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита») и русские («Кукушка», «Царевич»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софию. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену, но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку; он даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию (1940).



75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.



По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софии; в 1947 году она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же. Свой дом в Бад Ишле он завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.



В честь Легара названы улица в Комарно и театр в Бад Ишле. Его оперетты стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из оперетт Легара занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.



Оперетты:



Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг

Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена

Лудильщик (Der Rastelbinder), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена

Муженёк (Der Göttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена

Фальшивая свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин, Вена

Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин, Вена

Мужчина и три женщины (Der Mann mit den drei Frauen), 1908

Принц (Das Fürstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена

Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена

Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена

Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена

Наконец один (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена

Звездочёт (Der sterngucker), 1916

Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт

Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена

Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена

Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочёта»)

Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена

Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, Bürgertheater, Вена

Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена

Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches Künstlertheater, Берлин

Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка «Звездочёта»)

Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин

Страна улыбок (Das Land des Lächelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Жёлтой кофты»)

Мир прекрасен (Schön ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин

Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"