Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


де Ламартин Альфонс

де Ламартин Альфонс



(21.10.1790 - 28.02.1869)



Родился в обедневшей дворянской семье, придерживавшейся монархических убеждений, что, как и воспитание в Иезуитском коллеже, сделало его в начале жизни приверженцем Бурбонов и противником Наполеона. Он выбрал дипломатическую карьеру, которую успешно сочетал с литературной деятельностью.



Ламартин создал французскую романтическую лирическую поэзию, где интимные переживания сочетались с раздумьями о мире и с темой природы. Вместе с тем им создано 127 томов произведений в разных жанрах, в том числе исторические сочинения. Ламартин был хорошо знаком с французской поэзией XVIII в. и творчески использовал ее открытия. Его поэтические симпатии связывали его с Шатобрианом и Гюго, ему была близка поэзия Байрона.



Философско-эстетическая позиция Ламартина весьма четко сформулирована в поэме «Человек» (1820), где бунту противопоставлено христианское смирение, байронической поэзии — гимны богу-творцу. Эта концепция человека сказалась и в интимной лирике Ламартина. Она воссоздает внутренний мир личности, охваченной томлением, тоской, ощущением своей потерянности, одиночества, воспоминаниями о невозвратимой утрате любимой женщины. Поэт как бы отталкивается от жизни, готовый устремиться в миры иные. Соответственна этому настрою и художественная система, в которой решающую роль играют музыкальность, переливы красок, смена света и тени. Во многих стихотворениях сборника «Поэтические размышления» воссозданы картины природы, по это всегда также и «пейзаж души».



Ранняя лирика Ламартина вписывается в программу поэтического новаторства, намеченного Шатобрианом еще в «Гении христианства», где говорится, что в отличие от древних современный поэт может передать «зыбкость страстей», т. е. брожение подавляемых страстей и одновременно поднимающейся в душе человека горечи. В «Поэтических размышлениях», безусловно, есть лирическая медитация на эту тему. Но поэту больше удавались стихотворения, которые открывали читателю начала 20-х годов XIX в. мир чувств, опыт души. Он создавал верные впечатления-картины, близкие скорее живописи, чем рисунку, исполненные трепета, движения, звуков. Необычайная музыкальность стиха Ламартина неотделима от этого новаторства. И хотя поэт в 1829 г. заявил, что опасается «романтизма на манер Гюго», объективно лучшими сторонами своего творчества он служил литературной реформе, сокрушившей авторитет эпигонов классицизма.



Дипломатическая деятельность позволила Ламартину близко узнать и изучить культуру Италии, когда он был советником посольства во Флоренции, что отразилось в тематике его произведений. Он уверен теперь, что поэт должен служить обществу, вмешиваться в ход исторических событий. В статье «Судьбы поэзии» (1834) сказано, что поэзия будет отныне не лирической, эпической или драматической, а «философской, политической, социальной» и должна следовать направлению основных установлений и прессе, должна стать «народной и быть принята народом, подобно религии, разуму и философии». Главным предназначением поэта Ламартин провозглашает служение будущему. Отвергая свой прежний стиль «неопределенной и смутной символики», Ламартин превозносит поэзию, «становящуюся песней, чтобы на крыльях рефрена устремиться на поля и в хижины». Свой собственный стих Ламартин приближает к разговорному. Но, верно почувствовав дух и требования эпохи, Ламартин не выходит за пределы мировоззрения буржуазной партии доктринеров с ее недоверием к разуму парода, с ее враждебностью к народной инициативе. Это отчетливо прозвучало в поэме «Жослен» (1838) и в историческом труде «История жирондистов» (1847), где идет речь об эпохе Великой французской революции XVIII в. Ламартин считает народ слепой стихийной силой, ведомой свыше, а свой политический идеал связывает с жирондистами. Эти взгляды с наглядностью реализовались в политических акциях Ламартина — влиятельного члена Временного правительства, оказавшегося у власти после февральской революции 1848 г.



Политическая карьера Ламартина завершается после восстания 1848 г.: он разочаровывается в демократических идеях и в формах борьбы за их осуществление.



В 1840-е гг. он написал роман-идиллию «Грациелла» (1844), изменение политических воззрений приводит к созданию социального романа «Женевьева» (1851). Ламартин пишет «Историю Учредительного собрания 1789-1791» (1854), «Историю реставрации» (1851-1853), «Историю Турции» (1854), «Историю России» (1851-1855). Это были попытки создания беллетризированной истории, высоко оцененные современниками (в Англии в этом жанре писал Карлейль). Его интересовал и Восток, что отразилось в поэме «Путешествие на восток» (1835).



С 1856 по 1869 г. Ламартин работает над «Общедоступным курсом литературы», разделы которого печатались ежемесячно и высылались по подписке. Для него, помимо критических статей и эссе, был написан один из его шедевров — поэма «Виноградник и дом» (1857). Был там и отзыв — весьма пренебрежительный — о русской литературе. Личная жизнь найдет отражение в общей грустной тональности его лирических стихотворений: это романтическая любовь к Жюли Шарль, спасенной им на озере Бурже и трагически погибшей в 1827 г.; женитьба на англичанке Мэри Энн Бирш, тяжелые переживания, связанные со смертью дочери и сына. Деятельность Ламартина как дипломата была отмечена в 1825 г. орденом Почетного легиона, а в 1829 г. он как поэт был избран в члены Французской академии.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"