Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Готтшед Иоганн Кристоф

Готтшед Иоганн Кристоф



(02.02.1700 - 12.12.1766)



Фамилия Готтшеда не имеет устоявшегося написания по-русски. Более правильным является написание «Готтшед», но оно используется гораздо реже, чем написание «Готшед» (написание «Готчед» почти совсем не используется и по-видимому является неправильным).



Готшед родился в селении Юдиттен (Juditten) под Кёнигсбергом (королевство Пруссия) (теперь — Октябрьский район города Калининграда, Россия) в семье проповедника. В 14 лет он поступил в Кёнигсбергский университет , чтобы изучать теологию, но, тем не менее, посвятил себя исключительно изучению философии. В январе 1724 он сбежал в Лейпциг из страха быть завербованным в прусскую армию (шансы оказаться завербованным были очень велики — из-за его высокого роста и крепкого телосложения).



В Лейпциге известный эрудит Менке выбрал его в качестве домашнего учителя для своего сына. В том же году Готтшед защитил диссертацию по философии (одновременно с Христианом Вольфом) и читал публичные лекции об изящных искусствах. В 1730 он был назначен экстраординарным профессором поэзии на философском факультете, а в 1734 — профессором логики и метафизики на том же факультете. Своим преподванием и леитературно-журналисткой деятельностью Готшед содействовал развитию немецкой литературы, театра и риторики.



Иоганн Кристоф Готшед состоял в браке с Луизой Аделгундой Викторией Готшед, которая принимала участие в его литературной деятельности.



Готтшед издавал журналы: «Die vernunftigen Tedlerinnen» (Разумные хулительницы, 1725—1726, 2 тт.), «Der Biedermann» (Честный человек, 1727) — по образцу английских моралистических (нравоучительных) еженедельников, затем «Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit» (Статьи к критической истории немецкого языка, поэзии и красноречия, 1732), «Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste» (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745—1754), «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» (Новое из области приятной учёности, 1751—1762) — по вопросам эстетики и истории литературы.



Готтшед — один из создателей немецкого просветительского классицизма.



Художественное мировоззрение Готтшеда носило узко рационалистический характер: в поэзии и литературе наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями барокко, особое внимание уделяя реформе немецкой драмы, которую преобразовывал по французским классическим образцам. Готтшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за ясность, простоту, «правдоподобность». Он изгнал из немецкой литературы так называемые «Haupt und Staat-Aktionen», излюбленную драматическую форму барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами.



В истории немецкой литературы сыграла большую роль известная дискуссия между Готтшедом и цюрихскими критиками Бодмером и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве. Последние выступили в защиту творческой фантазии, оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения (Мильтон). В дискуссии Готтшед потерпел поражение, которое было закреплено критикой Лессинга, позднее нападками деятелей периода «бури и натиска» на узкорационалистическую отвлеченно-безжизненную поэтику Готтшеда. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Готтшеду, и только молодой Гёте, Гердер и другие «штюрмеры» окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе. Отчасти такое отношение к Готтшеду вызывала и его общественная позиция, которая квалифицировалась критиками следующих пополений как раболепие перед власть имущими.



Как драматург Готтшед сотрудничал с театральной труппой Каролины Нейбер.



Готтшедова немецкая грамматика, вновь исправленная, 2-е изд., СПб., 1769 (3-е изд., СПб., 1791).

Ausführliche Redekunst, 1728.

Grundlegung einer deutschen Sprachkunst, 1748.

Versuch einer kritischen Dichtkunst für die Deutschen, 1730. («Опыт критической поэтики для немцев».)

Deutsche Schaubühne, nach den Regeln der alten Griechen und Römer, 1740—1745. — «Немецкий театр, согласно правилам Древней Греции и Рима». 6 тт. Содержал образцы оригинальных драматических произведений самого Готтшеда, его жены, Шлегеля и других и переводы драматических произведений Расина, Корнеля, Мольера, Гольберга и других, выполненные Готтшедом и его женой. Этот сборник сыграл большую роль в формировании немецкого литературного языка и пропаганде просветительских идей.

«Der Sterbende Cato», 1732 (драма, пользовалась большим успехом).

Gesammelte Schriften. Hrsg. von Eugen Reichel, Berlin, 1901.

Свет ты мой единственный = Du mein einzig Licht… : Стихи Кенигсбергских поэтов. - 2-е доп. и перераб. изд. — Калининград: Кн. изд-во, 1996. — 391 с. — ISBN 5-85500-440-6. — (Среди авторов И. К. Готтшед.)





Гербель Н. В. Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПб., 1877 (биография и перевод К. Случевского стихотворение «Языческий мир»).

Wolf E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895—1897, 2 в.

Waniek, Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, 1897.

Reichel E., Gottsched, 1908—1912, 2 Bde.

Reichel E., Kleines Gottsched-Wörterbuch, 1902

Его же, Gottsched-Wörterbuch, I В., 1909.

В Кенигсберге рядом c Юдиттен-кирхой, где крестился Готтштед до сих пор стоит здание нем. Gottschedschule(сейчас — также школа), улица сержанта Мишина раньше назвалась нем. Gottschedstrasse.



Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"