Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Вивальди Антонио

Вивальди Антонио



(04.03.1678 - 28.07.1741)



Итальянский композитор. Его отец, профессиональный скрипач, играл в капелле собора св. Марка и, возможно, занимался организацией оперных постановок. В 1703 В. принял духовный сан, однако вскоре перестал служить мессу, объясняя это своим слабым здоровьем (по-видимому, страдал астмой или стенокардией). В 1703-09 и 1711-16 преподавал игру на скрипке воспитанницам венецианской консерватории Пьета, затем был назначен концертмейстером консерватории (maestro de' concerti). Позднее, находясь вне Венеции, сохранял связь с консерваторией (некоторое время посылал туда по 2 концерта в месяц). В 1735-38 служил консерваторским капельмейстером; после ухода с этой должности продолжал писать концерты для консерватории и руководил особо важными музыкальными исполнениями.



Широкую известность принесли В. его первые публикации - трио-сонаты (1703-05[?]), скрипичные сонаты (1709) и, особенно, 12 концертов соч. 3, изданных в 1711 под названием "Гармоническая причуда" (L'estro armoniсо). Сборник концертов соч. 3, содержащий некоторые из лучших произведений В., вышел в Амстердаме и распространялся по всей Северной Европе. Музыканты из разных стран, приезжая в Венецию, искали встречи с В.; он стал получать заказы, в т. ч. от дрезденского двора. Стилю В. начали подражать многие немецкие композиторы; И. С. Бах обработал 5 концертов из соч. 3 для клавира. В. опубликовал еще 2 сборника сонат с basso continuo и 7 сборников концертов, среди которых - "Странность" (La stravaganza) соч. 4 (ок. 1712), "Опыт гармонии и изобретения" (II cimento dell'armonia e dell'inventione) соч. 8 (ок. 1725, включает "Времена года"), "Цитра" (La cetra) соч. 9 (1727).



Высшие достижения В. относятся именно к жанру инструментального концерта. Благодаря В. в этом жанре прочно утвердилась трехчастная схема "быстро-медленно-быстро", а в обеих быстрых частях - форма, основанная на чередовании оркестровых ритурнелей и инструментальных соло. Многие современники В. переняли такие черты его стиля, как родство тематического материала ритурнелей и сольных фрагментов, широкое использование секвенций и виртуозных скрипичных фигураций, энергичная ритмика, особое пристрастие к размеру 6/8. Всего В. написал ок. 550 концертов, в т. ч. ок. 350 для солирующего инструмента (из них свыше 230 - для скрипки), ок. 40 для двух солистов, свыше 30 для трех и более солистов с оркестром и ок. 60 для оркестра без солистов; еще ок. 20 концертов В. предназначено для камерно-инструментальных ансамблей без оркестра (в таких концертах ритурнели исполняются всеми инструментами вместе). Оркестровка В. весьма изобретательна; некоторые из его концертов написаны для необычных инструментальных сочетаний (в т. ч. таких, как виоль-д'амур и лютня) или для ансамблей, включающих шалмеи, кларнеты, валторны и др. редкие инструменты. В. принадлежат также многочисленные сольные концерты для фагота, виолончели, гобоя, флейты. Ряд концертов носит программный характер; два из них озаглавлены "Буря на море", три - "Ночь". К категории программных концертов относятся и "Времена года", где колоритные "портреты" весны, лета, осени и зимы выполнены согласно условностям стандартной концертной формы с ритурнелями.



Значительное место в наследии В. занимает вокальная музыка. Большинство его церковных композиций предназначено для женской консерватории Пьета; яркий, энергичный стиль духовной музыки В. несет на себе отчетливую печать "концертности" (характерны популярная Gloria для солистов, хора и оркестра, оратория "Торжествующая Юдифь"). В. стремился к успеху в оперном жанре и много путешествовал, руководя постановками своих опер. Самая ранняя из известных опер В. исполнялась в 1713 в Виченце. Позднее В. работал в театрах Венеции, Мантуи (1718-19), Рима (1723-25[?]), возможно, Вены и Праги (ок. 1730), Феррары (1737), Амстердама (1738) и снова Вены (во время последнего посещения этого города). Сохранилось свыше 20 опер В.; в музыке некоторых из них встречаются живые, виртуозные страницы. К концу жизни В. его музыка воспринималась как старомодная и вскоре после его смерти была забыта; в XX в. наблюдался значительный рост интереса к творчеству В. как в инструментальных, так и (позднее) в вокальных жанрах. Среди каталогов произведений В. наибольшей научной ценностью обладает труд Петера Рюома (1974); номера произведений по этому каталогу предваряются индексом Rv (сокр. от Ryom Verzeichnis).



Основные произведения Антонио Вивальди



Для оркестра: свыше 230 скр. концертов, в т. ч. "Времена года" ("Четыре времени года", Le quattro stagioni) соч. 8 № 1-4 (ок. 1725); ок. 120 др. сольных концертов (для фаг., влч., гоб., фл., блокфлейты и др.); ок. 40 двойных концертов; анс. концерты; концерты и симфонии для орк. (ripieno) без солистов; 4 концерта для двойного орк.

Кам.-инстр. муз.: ок. 40 скр. сонат; 9 влч. сонат; ок. 10 фл. сонат; 27 трио-сонат; 22 кам. концерта.

Духовная вок. муз.: Gloria D; Магнификат g; псалмы, гимны, мотеты и др.; оратория "Торжествующая Юдифь" (Juditha triumphans, 1716).

Светская вок. муз.: ок. 50 опер, сохранилось ок. 20, в т. ч. "Тит Манлий" (Tito Manlio, 1720), "Юстин" (Giustino, 1724), "Неистовый Роланд" (Orlando furioso, 1727), "Верная нимфа" (La fida ninfa, 1732), "Гризельда" (Griselda, 1735); 3 серенаты; ок. 40 сольных кантат.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"